Рекомендации психолога учащимся для успешной подготовке к экзаменам.
И так, как же распределить время при подготовке к экзаменам?
1. Определите, когда вам легче работать – утром или вечером. У каждого человека свои биоритмы, и поэтому, если вы сова, не обязательно вставать в 7 утра – для вас самое работоспособное время – это вечер. Поэтому чаще прислушивайтесь к себе.
2. Распределите количество билетов (У) на количество дней (Х) по формуле Х/У-1, тогда у вас останется один день на повторение.
3. Следующий шаг- постановка цели. Составьте список дел, задач, ведущих к цели. Зафиксируйте цель на бумаге. Сформулируйте цель без частицы «не», н-р, я хочу успешно сдать экзамены. Затем расставьте цели по значимости и по срочности.
4. Составьте план дня. Активно боритесь с «расхитителями времени»: телефон – отвечает кратко по существу; гости – намекните, что занимаетесь, и если у них есть время – они могут помочь.
Как готовиться к экзаменам?
- прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать для этого обои, достаточно какой-то картинки, подушки, вазы в таких тонах.
- Составьте план подготовки на каждый день. Необходимо четко определить, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы каждого предмета.
- Конечно, хорошо начинать работать - пока не устал, пока свежая голова с самого трудного раздела. Но бывает так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, «нет настроения». В таком случае полезно начать напротив с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более интересен. Возможно, постепенно вработаетесь и дело пойдет.
- Чередовать время работы и отдыха. Н-р, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, сделать гимнастику для глаз, полить цветы и т.п. Но ни в коем случае не смотреть телевизор или работать с компьютером.
- Учить (повторять) нужно по темам, а не по билетам. Взяв билет, вы вспомните тему и сможете выделить то, что нужно по конкретному вопросу билета.
- Готовясь к экзамену не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этому вопросу, и лишь затем проверяйте себя по учебнику.
- Обращайте внимание на подзаголовки, главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст.
- В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые вы проработали в этот день.
- При подготовке к экзаменам полезно составлять план ответа, записать его. Моторная память – неплохой помощник. Выручит.
- Материал старайтесь структурировать за счет составления плана, схем, чертежей, причем обязательно делайте это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминаний, повторении про себя, смешивается УЗНАВАНИЕ и РЕАЛЬНОЕ знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным.
- Ответы на более трудные вопросы полностью, развернуто расскажите родителям, другу – любому, кто захочет слушать, причем старайтесь сделать это так как требуется на экзаменах. Записывайте ответ на диктофон, а потом прослушайте себя со стороны.
- перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на более трудные вопросы рассказывать перед зеркалом (желательно видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ, вы сближаете эти 2 состояния. И тем самым на экзамене будете чувствовать себя увереннее (пример, про студентов с пивом).
Важно и то, что речь про себя отличается от речи вслух: она краткая и сжатая. Для того, чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не всё можно перевести: что-то забыто, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается.
Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти – РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНУЮ память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что как оказывается, вообще не знаете.
- Если вам начинает казаться, что выучить просто невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, ПОДУМАЙТЕ о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не «Ой, мамочки, я ничего не знаю». А взять конспект или учебник и пролистать его, и вы увидите, как много уже выучили и как мало осталось.
- Главное надо помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять.
- Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания, и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
- Никогда не думайте, что провалитесь. Мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможно провале – саморазрушающие. Они не только мешают вам сосредоточиться, создавая напряжение, они позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).
- Постарайтесь закончить работу накануне экзамена, хотя бы в первой половине дня, чтобы к вечеру просмотреть весь материал, заострив внимание на более трудных вопросах.
- Тренируясь при ответах, помните, что ваша речь, весь вид, должны выражать уверенность в себе и в своих знаниях.
- Бессонная ночь перед экзаменом – это ошибка. Не забывайте про сон. Хорошо выспитесь перед экзаменом. Обязательно прогуляйтесь на свежем воздухе. Не занимайтесь до потери сознания.
- Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену не хватает всего одной, последней перед ним НОЧИ. Это ЕРУНДА.
Вы устали и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестаньте готовиться.
Умойтесь.
Совершите прогулку.
ВЫСПИТЕСЬ, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, СИЛЫ, и даже некоторой агрессии.
- Утром позавтракайте.
- Непосредственно перед экзаменом «зубрежку» лучше не повторять, в памяти остается материал, отработанный в последние минуты. Но если вам будет легче, то конспект держите в руках.
- Не спешите по дороге на экзамен. Спешка – отрицательное возбуждение.
- Собираясь на экзамен, не забывайте и о своем внешнем виде. Аккуратный и опрятный человек всегда вызывает симпатию со стороны экзаменатора.
Как вести себя на экзамене?
Будь то письменный или устный экзамен, настройте себя на работу; не паникуйте, что ничего не знаете (если, конечно, все повторили).
- Увидев текст письменной работы, не хватайтесь за работу со словами: "О! Я это знаю!". Прочитайте бегло текст, чтобы познакомиться с содержанием работы.
- Читая второй раз, к каждому заданию мысленно составьте план. Незнакомые задания оставьте, пропустите, вернетесь к ним позже.
- Начинайте решение самого легкого для вас задания, оформите его в черновике так, чтобы при переписывании не тратить много времени.
- Если вы взяли билет и он кажется вам незнакомым, постарайтесь не торопиться произносить слова: "Я его не знаю". Сядьте. Подумайте. Вспомните тему, план, который составляли.
- Остальные задания решайте по степени сложности.
- И не забудьте оставить время на проверку.
Никогда не пытайтесь оспаривать замечание преподавателя, а используйте перефразирования:
Вот например:
На замечание экзаменатора" Вы ошиблись", учтиво уточните: "Да, я перепутал".
Экзаменатор утверждает: "Вы не знаете", вы признаетесь: "Да, мне трудно вспомнить".
Если преподаватель говорит: "Тут вы не правы", вы вежливо произносите: «Да, я не учел».
На замечание:"Вы неправильно определили", можно ответить так: "Да, я не до конца раскрыл…"
И если вам напомнят: "Вы забыли сказать", есть спасительная фраза: "Да, я не придал этому значения".
Все это сработает только в том случае, если вы все же занимались и неплохо знаете предмет.
Счастливого вам билета и знакомых заданий на экзамене!!!