РУС БЕЛ ENG

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Когда день рождения?
  • Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

Узнайте способен ли Ваш ребенок:

  • Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
  • Строить рассказы по картинке (картинам).
  • Сочинять сказки.
  • Находить слова с определенным звуком.
  • Членить предложения.
  • Заучивать наизусть стихи (прозу).

Знает ли он:

  • Цифры (от 0 до 10).
  • Дни недели и месяцы (последовательно).

Может ли он:

  • Назвать числа в прямом и обратном порядке.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
  • Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
  • Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
  • Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
  • Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

  • Под музыку;
  • В заданном темпе;
  • Ритмично передвигаться.

Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

  • Классики;
  • Бадминтон;
  • Настольный теннис;
  • Игры с мячом.

Умеет ли Ваш ребенок:

  • Петь, правильно передавая мелодию;
  • Инсценировать нехитрую «музыку»;
  • Ритмично двигаться под музыку.

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок. Необязательно все это у него должно получаться «на отлично». В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет. При этом важно соблюдать некоторые правила:

  • Не торопить ребенка.
  • Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
  • Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

ТЕСТ 1 

«Что кому подходит» 

(для оценки эмоционального отношения к школе) 

Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо­дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

  Пары слов с прилагательными-антонимами:

  • Большой - маленький;
  • Взрослый - детский;
  • Весёлый - грустный;
  • Быстрый - медленный;
  • Чистый - грязный;
  • Сладкий - горький;
  • Гладкий - колючий;
  • Больной - здоровый;
  •  Светлый - тёмный;
  • Сильный - слабый;
  • Бодрый - усталый;
  • Смелый - трусливый;
  • Добрый - злой;
  • Тёплый - холодный.

Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила­га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

ТЕСТ 2 

"Представь себе…" 

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе) 

Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1.  Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2.  Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

История 3.  Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова­ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4.  Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5.   Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6.   Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

  • Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.
  • Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.
  • Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
  • Предпочтение школы с определёнными правилами.
  • Ориентация на обучение в группе, в классе.
  • Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

ТЕСТ 3. 

«Пароходики» 

(оценка умений действовать по образцу)

Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.

По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.

На чем основана готовность к школе

Существует три компонента школьной готовности:

  • Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
  • Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.
  • Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

  • Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)
  • Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).
  • Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).
  • Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ 

На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
  • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания, чтения;
  • обогащение активного, пассивного словаря; развитие связной речи;
  • гармоничное физическое развитие, здоровье. Следовательно, ребенок готовый к школе должен быть зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.

МОЖНО РАЗБИТЬ ДЕТЕЙ ПО ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ 

НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ:

К первой группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть: высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если у вашего ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;

Если у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;

Если ребенок мало задает вопросов;

Если вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.

К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению.

Не достаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Например, если прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.

Недоразвитие произвольного внимания ,слабая произвольная деятельность проявляется в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.

Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем трем параметрам: физического здоровья, социальной и психологической готовности.

Поступление в школу – особый, очень важный этап в жизни ребенка и, к сожалению, небезразличен для здоровья детей. В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих чад в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

С переходом школы на обучение с шести лет появилось много новых проблем психологической готовности к школьному обучению. Возникла она в связи с тем, что при обучении шестилетних детей педагоги столкнулись с новыми трудностями, обусловленными закономерностями психического развития детей в этом возрасте. Кроме того, если в школу приходит не подготовленный ребенок-шестилетка, то обучение представляет для него серьезную нагрузку, которая с точки зрения медиков и физиологов может нежелательно отразиться на его здоровье. Медики бьют тревогу. По их данным, многие из тех детей, кто усердно старается освоить начальную грамоту, расплачивается своим здоровьем. Вызывает беспокойство не только рост соматических заболеваний, часто переходящих в хроническую форму, встает проблема психического здоровья детей.

При поступлении в 1 класс число детей, имеющих функциональные отклонения и заболевания, составляющих группу риска, значительно увеличилось. Адаптация первоклассников к учебной нагрузке протекает сложно, отклонения в состоянии здоровья усугубляют трудность их обучения в школе. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, умственной работоспособности свидетельствуют об утомлении школьников всех возрастных групп в динамике учебного года. За учебный год некоторые дети переходят из первой-второй группы во вторую- третью группу здоровья. Большинство школьников предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, сонливость, головные боли, головокружения, кровотечения из носа, боли в сердце, живота. Хочется заострить внимание на том факте, что неготовность ребенка к обучению как раз и приводит к различным типам школьной дезадаптации, что может проявиться от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках и до конфликтов с учителем. Проблема может исчезнуть, сама собой, если правильно определить школьную зрелость и принимать в класс только тех, кто ее достиг. Дети, психическое развитие которых соответствует параметрам дошкольной зрелости, успешно адаптируются к школе и усваивают учебные знания и навыки.

Затрудненная адаптация, ситуация хронического стресса может быть прогнозирована заранее.

Обследовать на должном уровне на собеседовании при приеме в школу, практически невозможно. Только углубленная индивидуальная психолого - педагогическая оценка может определить уровень готовности, поэтому «входная» школьная диагностика проводится в рамках детского сада дошкольным психологом. Она выявляет, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Во время оценки дошкольной зрелости можно получить надежную информацию об индивидуальных особенностях ребенка и рекомендации о том, как в соответствии с ними построить обучение.

Родителям, которые со всей присущей им настойчивостью пытаются «запихнуть» в школу, мотивируя это необходимостью развивать ребенка, и не осознавая реальных возможностей своего малыша, необходимо понять неготовность ребенка, несоответствие его тем стандартам, которые предъявляет (и имеет право предъявлять) школа к первокласснику. Тем более если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением, какого- либо предмета, лицее или гимназии. В любом случае в дальнейшем ребенок должен будет пройти углубленное обследование и оценку своих возможностей.

Например, согласно письму Минобразования РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям, которым на 1 сентября текущего года не исполнилось 6 лет 6 месяцев, имеющим проблемы в развитии.

Необходимо серьезно отнестись к рекомендациям врачей при оформлении медицинской карты. Поговорить с наблюдающим ребенка педиатром и психоневрологом, логопедом, медицинским психологом.

Заранее будет полезным встретиться с психологом детского сада или обратиться за помощью в психологический центр, к школьному психологу.

Одним из осложняющих адаптацию ребенка факторов может быть наличие переживаний, тревожности, конфликтности в восприятии внутрисемейных отношений. Поэтому, дорогие родители, отложите свои разводы и внутрисемейные разборки, не осложняйте и без того напряженный жизненный этап вашего ребенка.

Отдельно хотелось бы затронуть тему леворуких детей и их проблемы, связанные с  поступлением и адаптацией в первом классе.

ПУТИ

1. «Незрелых » детей 6 лет можно еще на год оставить дома или найти другие доступные для них «образовательные маршруты». Можно поговорить с администрацией детского сада и отдать ребенка в группу детей оставшихся в старшей группе еще на год, таким образом, ребенок будет в группе со своими ровесниками. В этот резервный год вы можете продолжить занятия воскресной школе обучению и развитием его интеллектуальных способностей. Начать посещать кружки и детские секции города, исходя из интересов и способностей ребенка.

На основе результатов психолого-педагогического обследования родитель, воспитатель получает информацию о проблемах и трудностях ребенка в обучении и воспитании еще до поступления в школу. Педагог с помощью психолога имеет возможность своевременно помочь ребенку, используя специальные развивающие программы в зависимости от того, какая психическая функция отстает в развитии.

Для некоторых детей, не отвечающих требованиям готовности и в 7 лет, необходимо углубленное психологическое обследование и последующее комплексное сопровождение в образовательной среде.

2. Лучше для детей с недостатками в социальном и интеллектуальном развитии выбрать класс на базе детского сада, со щадящим учебным режимом. Не спешите попасть в гимназические классы с обязательным изучением иностранного языка. Возможно, предусмотреть сокращение учебного дня, учебной недели (четверг - разгрузочный день).

Многим детям могут на помощь придти гимназии и школы с маленькими классами (12-15 человек), индивидуальным контролем и вниманием со стороны учителя.

3. При срыве адаптации следует предоставить отсрочку в обучении, либо занятия в классе повышенного педагогического внимания.

Серьезных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛО 1. 

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 – летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой, спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

ПРАВИЛО 2. 

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше всего с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3. 

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи- офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

ПРАВИЛО 4. 

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Итак, диагностика психологической готовности ребенка к школе, ответственный момент в его жизни и имеет большое значение для дальнейшей реализации возможностей детей в зависимости от уровня психического развития и от тех оптимальных условий, которые будут им созданы с ориентацией на перспективу полноценного развития.

Необходимо приложить немало усилий, прежде чем можно будет убедиться в том, что ребенок психологически здоров и, когда он пойдет в школу, то выдержит новые нагрузки, отношения, трудности при разумной поддержке терпеливых взрослых.

ПОМНИТЕ! Последнее слово все равно остается за вами, родителями!

Чтобы процесс адаптации вашего ребёнка к школе протекал без серьёзных срывов и болезней, следует обратить внимание на следующие правила:

Правило 1. 

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Поэтому ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Если же занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учёбы или уже со второго класса.

Правило 2. 

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. 

Больше всего на свете в течение первого года учёбы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. От бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя. Поэтому, если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.

Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников  

(из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»). 

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  • Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  • Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
  • Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
  • Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
  • Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
  • Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.
  • Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.
  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
  • Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».