РУС БЕЛ ENG

Аэродром МИХАЛИШКИ 22 июня 1941 года

Аэродром в Михалишках являлся одним из трёх аэродромов Поставской авиационной школы пилотов, созданной летом 1940 года. Основной аэродром находился при школе в Поставах, а полевые в Михалишках и в Воропаево (по некоторым источникам в Кобыльнике).

Начальником авиашколы был назначен полковник ВВС В.А.Тимофеев. Преподавателями служили летчики - М.С.Савицкий, В.М.Резаев, А.Д.Перелет, В.В.Елиферов, А.Я.Якимов, Я.Н.Шашлов, 3.П.Медведев, В.Н.Дмитриев и другие.

Командиром эскадрильи был Я.К.Берзинь, комиссаром - старший политрук Атаманчук.

К 22 июня 1941 г. курсанты практически закончили программу обучения на Р-5.

22 июня 1941 г. все курсанты с утра были на аэродроме. В 11 часов оснащали самолёты вооружением, завершали ремонтные работы. Всего на аэродроме находилось около 50 самолетов Р-5 и СБ.

 
 
 
 
 

Они стояли двумя рядами, как обычно в мирное время. Около самолётов работали два отряда курсантов (около 200 человек), а также авиатехники (около 100 человек).

Около 17 часов услышали гул моторов. Все повернули головы и увидели девятку двухмоторных самолётов, летевших на высоте около 1000 метров. Это была группа Ю-88. За первой девяткой следовала вторая, а за ней шестёрка самолётов.

Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки стали обстреливать людей из пулемётов. Развернулись и ушли на запад. На земле горело 20-25 самолётов, остальные были разбиты или повреждены. Позже только два самолета смогли взлететь. Было много погибших и раненых. Все курсанты и техники, оставшиеся невредимыми, стали вытаскивать раненых из-под горящих самолётов, которые периодически взрывались.

Поступил приказ складывать отдельно мёртвых, отдельно раненых. Подъехали несколько грузовиков. В них погрузили раненых. В качестве сопровождающих сели курсанты и офицеры.

По воспоминаниям очевидцев, с кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Машины уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай.

Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших осталась не известна.

В тот день на аэродроме погибло более полусотни курсантов и около ста авиационных техников. Уцелевшие похоронили их там, где располагался лагерь - на окраине леса.

Вечером, оставшиеся, около 80 человек курсантов, техников и офицеров, двинулись в Поставы, находщиеся на расстоянии около 70 километров от Михалишек. "

Газета "Островецкая правда" опубликованы в 2015 году воспоминания очевидца тех событий, проживающего в Польше Казимира Равдановича:

"Мне тогда было 8 лет и 5 месяцев. От подворанского леса до пастбища у маркунской дороги у нас был свой лесок. 22 июня 1941 года отец проводил там очистку деревьев, а я ему помогал. Вдруг где-то около пяти часов вечера мы услышали тяжелый гул самолётов. Их было много: отец насчитал 24, а я – 23. Они летели в три ряда. Затем послышались сильные взрывы, поднялся черный дым. Интересно, что на самолётах были видны красные звезды. Вскоре от аэродрома показались машины, на которых везли раненых. Я видел, как из кузовов капала кровь. От двух медицинских сестёр мы узнали, что началась война с Германией. А затем в сторону Постав потянулись автомашины и повозки-фурманки: уцелевшие лётчики уходили на восток".

Уцелевшие служащие Поставской авиашколы перебрались в Оршу, потом в Москву, оттуда в Чкалов (Оренбург), где из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов.

В 2005 году, к 60-летнему юбилею Победы, в аг.Михалишки около здания сельсовета был установлен памятный знак в виде валуна с высеченной эмблемой ВВС СССР и надписью: "У памяць аб курсантах, лётчыках і тэхніках Пастаўскай авіяцыённай школы загінуўшых на Міхалішкаўскім аэрадроме 22 чэрвеня 1941 года". Автор памятника – скульптор из Лиды Ричард Груша.

Список погибших военнослужащих на аэродроме «Михалишки»

1.Каргин Василий Тихонович, 1915 г.р., станица Каргино-Вёшенская, лейтенант-инструктор. Убит на аэродроме 22.06.1941 г.

2.Кириллов, младший лейтенант. Убит на аэродроме 22.06.1941 г.

3.Котов Анатолий Алексеевич, 1921 г.р., г. Вышний Волочок Калининградской области. Младший военный техник. 22.06.1941 г. Тяжело ранен при налёте на аэродром, скончался от ран 23.06.1941. Похоронен в д. Лынтупы Поставского района. Похоронен с ещё двумя авиационными техниками, фамилии которых пока не известны.

4. Бакунин Николай Николаевич, Москва. По одним данным погиб 22.06.1941 г. При налёте на аэродром, по другим – попал в плен 12.06.1942 г.

5.Бакулин Николай Николаевич, 1919 г.р., г. Ровно, Украинская ССР. Курсант. Находясь в наряде на аэродроме, при налёте 22.06.1941 г. погиб одним из первых.

6.Каличин (Количак?) Иван Станиславович, механик, погиб при налёте на аэродром, похоронен рядом со штабом учебной эскадрильи (бывшая усадьба помещиков Котвичей).

7.Осташёв Михаил Фёдорович, курсант, 1922 г.р., д. Услукино, Волокаламский район, Московской области. Погиб при налёте 22.06.1941 г.

8.Коротков Николай Михайлович, курсант, уроженец Новгородской области, погиб 22.06.1941 на Михалишском аэродроме.

9.Дедков И.И., курсант. Погиб в 22.06.1941 г.

Летчики, курсанты, техники, которые остались в живых после налета фашистской авиации

1.Тимофеев Вячеслав Арсентьевич, 1897 г.р. Полковник, начальник Поставской авиационной школы пилотов. На связном самолете ПО-2 прилетел сразу после налёта и организовал эвакуацию личного состава и уцелевшей техники. Впоследствии получил звание генерал-майора и в годы войны командовал 107-й штурмовой авиадивизией.

2.Тураев Николай Ефимович, 1907 г.р. Батальонный комиссар, заместитель начальника школы по политической части.

3.Листовский Алексей Николаевич, 1909 г.р., город Ялта. Военный инженер 1 ранга, военный инженер 1-й учебной эскадрильи. Пережил налет. В дальнейшем был старшим инженером 17-го истребительского авиаполка, вооруженного американскими истребителями «Кингкобра» (поставлялись по ленд-лизу). Участник войны с Японией в августе 1945 года.

4.Попов Александр Васильевич, преподаватель теории полета.

5.Варило Сергей Парфилович, 1909 г.р., Житомирская обл., Луганский район, Украинская ССР. Капитан, командир 1-й учебной эскадрильи. Пережил налет. Впоследствии командир эскадрильи 58-го гвардейского Донского штурмового полка 2-й штурмовой авиадивизии.

6.Вабищев Александр Васильевич, военный техник 1 ранга, старший техник отряда.

7.Аганин Павел Александрович, командир 2-го отряда 1-й учебной авиаэскадрильи, лейтенант, пилот-инструктор самолета-разведчика Р-5.

8.Прибылов, старший инженер 3 ранга.

9.Гужавин, лейтенант, летчик самолета Р-5.

10.Тименко, майор, помощник школы по материально-техническому обеспечению.

11.Рулев Герман Иванович, 1906 г.р., капитан, командир 2-й учебной эскадрильи.

12.Бочковский, военный техник 1 ранга, инженер 2-й учебной эскадрильи.

13.Ивкин, военный техник 2 ранга.

14.Рыков, курсант.

15.Чушкин, капитан

16.Сычёв, младший военный техник.

17.Гудименко, военный техник.

18.Матвеев, военный врач 2 ранга.

19.Овчинников, капитан.

20.Фомин, капитан.

21.Киселев, старший лейтенант, иструктор.

22.Щербаков, лейтенант, инструктор.

23.Шумский, лейтенант.

24.Плющиков Афанасий Иванович, младший лейтенант, инструктор.

25.Никифоров Евгений Николаевич, механик 2 ранга.

26.Берзин Ян Карлович, 1913 г.р., майор, п.Горный Архангельский район.

27.Воробьев, курсант.

28.Екольчик Иосиф Семенович. Механик Пережил налет. После войны жил в Минске по адресу ул.Кропоткина, 47/17.

29.Корпинко Николай Лукич. После войны жил в Минке по адресу у.Гая, 3/43.

30.Атаманчук, старший политрук.

31.Семенов, курсант. После бомбежки увел уцелевший самолет в Поставы.

32.Целамаидзе, курсант. Как и Семенов, увел свой уцелевший самолет в Поставы.

33.Афанасьев Юрий Афанасьевич, курсант. Пережил налет. В дальнейшем летал на штурмовиках ИЛ-2, совершил 80 боевых вылетов, награжден многочисленными орденами и медалями.

34.Смольский Николай Тимофеевич. Старший лейтенант, в войну летал на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды. 10 июня 1943 года при бомбежке немецкой авиабазы у станицы Сеща был сбит и попал в плен. Ему посчастливилось дожить до Дня Победы. После войны он работал преподавателем Московского института сельского хозяйства.

35.Гофман Генрих Борисович. После обучения в авиашколе в Чкалове летал на самолете-штурмовике ИЛ-2, совершил 168 боевых вылетов. Герой Советского Союза. После войны продолжал служить в военной авиации. Писатель, автор документальных повестей «Самолет подбит над целью», «Герои Таганрога», «Прыжок от солнца» и др.

36.Шмырин Федор Сергеевич. Во время войны воевал в составе 299-й и 175-й штурмовых авиадивизий. Особенно отличился во время Курской битвы. Герой Советского Союза. В 1952-1953 гг. во время американо-корейской войны находился в служебной командировке в Китае и Корее.

 

Публикации в прессе

Аэрадром у Міхалішках. 22 чэрвеня 1941 года. І.Р.Усціменка

Іх вайна пачалася ў Міхалішках

Таямніцы аэрадрома ў Міхалішках. Э.І.Свірыд

"Пока я помню – я живу". О войне вспоминает Казимир Равданович